Приемная: +375 (2232) 78-722
Факс: +375 (2232) 78-722
Электронная почта: belynrik@tut.by
Основным законом, обеспечивающим правовое регулирование государственных закупок, является Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» от 13 июля 2012 года №419-3.
Опубликованный 4 февраля 2024 года Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» внес некоторые изменения и дополнения в основной закон.
Следует отметить, что принятые изменения в большей части не связаны с корректировкой концептуальных положений законодательства о госзакупках, а направлены скорее на совершенствование уже имеющихся положений.
Например, появилась возможность при приобретении медицинской техники, а также иных товаров и работ, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь, заключать так называемые «договоры жизненного цикла». Их предметом является не только приобретение товара, но также его обслуживание, ремонт и утилизация. Чтобы его заключить, необходимо провести конкурс или процедуру закупки из одного источника, так как проводить электронный аукцион, процедуру запроса ценовых предложений и биржевые торги для таких целей не допускается.
Также некоторые договоры теперь разрешено заключать сроком более чем на один год. Например, договоры жизненного цикла, договоры на оказание услуг электросвязи, а также заключенные по результатам процедур закупок из одного источника договоры об оказании услуг водо- и теплоснабжения, услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения и ряд других. Введение указанного новшества призвано упростить порядок приобретения государственными органами и организациями коммунальных услуг. Скорректирован и ряд оснований для проведения этой процедуры. Посредством процедуры закупки из одного источника теперь можно закупать товары (работы, услуги), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки которых составляет до 500 базовых величин (ранее предельная стоимость ограничивалась 300 базовых величин).
Если раньше изучать конъюнктуру рынка требовалось всегда независимо от основания проведения процедуры закупки из одного источника, сейчас такая обязанность сохранится только в определенных в Законе случаях. Например, при приобретения товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности государственной закупки которых составляет от 50 до 500 БВ включительно.
По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор), как и ранее, должен составить и утвердить справку. Сведения, которые она должна содержать, остались прежними, за исключением того, что в справке теперь не нужно указывать объем предмета закупки, если приобретаются товары (работ, услуги) объем которых невозможно определить заранее, место жительства заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), паспортные данные победителя закупки.
Кроме того, по новой редакции Закона законодательство о закупках теперь распространяется также на заключение договоров аренды (в том числе Финансовой аренды (лизинга)).
Также в Законе закреплена обязанность заказчика (организатора) исключать из состава комиссии членов, имеющих личную заинтересованность в результатах процедуры закупки, а также иных лиц, которые в силу положений Закона не могут являться членами комиссии. В свою очередь, на членов комиссии возложена обязанность по информированию о таких обстоятельствах заказчика (организатора).
Устанавливаются случаи, в которых подлежащие приобретению товары (работы, услуги) могут не включаться в годовые планы государственных закупок.
Игорь Алёхно, прокурор Белыничского района.
Ссылка на источник: http://www.zara.by/2024/03/28/prokuror-belynichskogo-rajona-rasskazal-ob-izmeneniyah-v-zakonodatelstve-o-gosudarstvennyh-zakupkah/
Поделиться: