Информация о порядке размещения средств наружной рекламы ритуальных товаров и услуг на захоронениях
В силу пунктов 3, 4 и 7 Правил профессиональной этики в области похоронного дела, утвержденных постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 22 июля 2015 г. № 19:
при оказании услуг в области похоронного дела необходимо соблюдать такие морально-этические принципы как уважение, сочувствие, вежливость, которые заключаются в проявлении лицами, оказывающими такие услуги, чуткости, доброжелательности, внимательности, любезности при оказании услуг в области похоронного дела, а также в проявлении терпимости и понимания к этнокультурным нормам, верованиям и обрядам в области захоронения, уважении взглядов и убеждений лиц, понесших утрату и т.д.;
к действиям лиц, оказывающих услуги в области похоронного дела, нарушающим нормы профессиональной этики в области похоронного дела, в том числе могут быть отнесены:оскорбление чувств лиц, понесших утрату, участников обрядовых церемоний; применение недобросовестных методов психологического воздействия на заказчиков ритуальных услуг, лиц, понесших утрату, иных лиц при оказании услуг в области похоронного дела или оформлении заказов на них; неподобающее и (или) неуважительное отношение к телу (останкам), праху умершего.
У большинства людей ритуальные товары и услуги ассоциируются с трагическими событиями. Поэтому в публичном пространстве при предложении таких товаров и услуг, принято проявлять крайнюю тактичность во избежание причинения гражданам моральных страданий.
С морально-этической точки зрения осуждается общественным сознанием и считается неприемлемой:
реклама ритуальных товаров и услуг, размещаемая (распространяемая) на могилах умерших, в том числе на атрибутах ритуального назначения (например, на могильных крестах, за рамками фотографий умерших), оскорбляет чувства лиц, понесших утрату и причиняет им моральные страдания;
реклама, размещаемая (распространяемая) способом, навязывающим эту рекламу гражданину, при котором он не может избежать ознакомления с такой рекламой (например, на могильных крестах, за рамками фотографий умерших).
Таким образом, размещение (распространение) рекламы ритуальных товаров и услуг на захоронениях нарушает требованияабзаца второго пункта 3 статьи 26 Закона, согласно которому неэтичной является реклама, которая содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, семьи, религиозных, политических или иных убеждений граждан.
В силу абзаца пятого статьи 2 Закона недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и согласно пункту 5 статьи 26 Закона не допускается.