Закон Республики Беларусь "Об основах деятельности по профилактике правонарушений"
..ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
4 января 2014 г. № 122-З
Об основах деятельности по профилактике правонарушений
Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года
Одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 401-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2016, 2/2399) <H11600401>;
Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529) <H11800091>;
Закон Республики Беларусь от 6 января 2022 г. № 151-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2022, 2/2871) <H12200151>
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:
близкие родственники – родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга);
действия психологического характера – воздействие на психику гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лица без гражданства (далее, если не определено иное, – гражданин) посредством угрозы, унижения чести и достоинства, совершения иных аморальных действий, которые объективно дают основания гражданину опасаться за свою безопасность или безопасность близких ему лиц;
действия сексуального характера – посягательство на половую свободу или половую неприкосновенность;
действия физического характера – причинение телесного повреждения, боли, мучений, нанесение побоев;
домашнее насилие – умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания;
индивидуальная профилактика правонарушений – деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина в целях недопущения совершения правонарушений, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;
общая профилактика правонарушений – деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;
пострадавший от домашнего насилия – гражданин, которому в результате совершения домашнего насилия причинены физические и (или) психические страдания;
правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;
профилактика правонарушений – деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;
профилактическое мероприятие – совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и проводимых им в рамках общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений.
Определения иных терминов содержатся в отдельных статьях настоящего Закона.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений, если иное не предусмотрено частью второй настоящей статьи.
Профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осуществляется в соответствии с другими законодательными актами.
Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Граждане принимают участие в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 214-З «Об участии граждан в охране правопорядка», настоящим Законом и другими актами законодательства.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере профилактики правонарушений
Отношения в сфере профилактики правонарушений регулируются законодательством в сфере профилактики правонарушений, а также международными договорами Республики Беларусь.
Законодательство в сфере профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные принципы деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений
Деятельность субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений основывается на принципах:
законности;
гуманизма;
плановости и системности;
осуществления индивидуальной профилактики правонарушений с учетом личности гражданина;
защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;
скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений;
ответственности должностных лиц субъектов профилактики правонарушений за нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений;
сохранения традиционных семейных ценностей;
уважения частной жизни;
недопустимости рассмотрения обычаев, убеждений, традиций как оправдания правонарушений;
приоритета предупредительных мер над мерами ответственности.
Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений
Субъектами профилактики правонарушений являются:
органы внутренних дел;
органы прокуратуры;
органы государственной безопасности;
органы пограничной службы;
таможенные органы;
орган государственной охраны;
органы Комитета государственного контроля;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
Вооруженные Силы Республики Беларусь (далее – Вооруженные Силы), внутренние войска Министерства внутренних дел (далее – внутренние войска), иные государственные воинские формирования и военизированные организации;
местные исполнительные и распорядительные органы;
Министерство здравоохранения, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подчиненных им государственных организаций здравоохранения (далее – органы управления здравоохранением);
государственные организации здравоохранения;
Министерство образования, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – органы управления образованием);
учреждения образования;
Министерство труда и социальной защиты, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, структурные подразделения местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);
учреждения социального обслуживания;
Министерство юстиции, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере юстиции;
Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации;
советы общественных пунктов охраны правопорядка;
добровольные дружины;
общественные объединения и иные организации (далее – иные организации).
Статья 6. Координация деятельности по профилактике правонарушений
Координация деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляется Генеральным прокурором и нижестоящими прокурорами территориальных и транспортных прокуратур, в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений
Президент Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений:
определяет государственную политику;
осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.
Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений
Совет Министров Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений:
реализует государственную политику;
осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
разрабатывает совместно с Генеральной прокуратурой комплексные планы по борьбе с преступностью и коррупцией и вносит их на утверждение республиканскому координационному совещанию по борьбе с преступностью и коррупцией;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений
Субъекты профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства:
принимают участие в реализации государственной политики;
выявляют причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, и принимают меры по их устранению;
разрабатывают и проводят профилактические мероприятия;
принимают участие в реализации комплексных планов по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных планов по профилактике правонарушений;
представляют в соответствии с законодательством информацию о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;
размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;
проводят систематический мониторинг законодательства и вносят в установленном порядке предложения по его совершенствованию;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.
Организации в сфере профилактики правонарушений проводят профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений среди работников этих организаций, в том числе в целях обеспечения безопасных условий труда и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации) на принадлежащих (подведомственных) им территориях и объектах, предоставляют на основании обращений других субъектов профилактики правонарушений площадь на информационных стендах для размещения информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.
Юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства:
пропагандируют участие граждан и организаций в деятельности по профилактике правонарушений;
распространяют информацию о деятельности субъектов профилактики правонарушений, аналитические и другие материалы о профилактике правонарушений, защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, в том числе демонстрирующие на конкретных примерах неотвратимость наказания за совершенные преступления;
осуществляют деятельность по размещению (распространению) социальной рекламы, а также информируют граждан о формах и методах самозащиты от преступных посягательств;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.
ГЛАВА 3
ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Статья 10. Меры общей профилактики правонарушений
Мерами общей профилактики правонарушений являются:
разработка и утверждение региональных комплексных планов по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;
правовое просвещение граждан;
внесение представлений, вынесение предписаний;
иные меры, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
Статья 11. Региональные комплексные планы по профилактике правонарушений
На основе положений настоящего Закона, комплексных планов по борьбе с преступностью и коррупцией, предложений субъектов профилактики правонарушений местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней ежегодно разрабатываются и утверждаются региональные комплексные планы по профилактике правонарушений, которые реализуются субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Региональными комплексными планами по профилактике правонарушений должно обеспечиваться проведение профилактических мероприятий по предупреждению:
преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления;
правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;
правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности;
правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них;
правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
домашнего насилия;
правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;
иных правонарушений.
Соответствующие координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией согласовывают региональные комплексные планы по профилактике правонарушений перед их утверждением местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней, а также контролируют реализацию предусмотренных в них профилактических мероприятий.
Статья 12. Основные профилактические мероприятия по предупреждению преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления
Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, орган государственной охраны, внутренние войска, иные государ