16 ноября в Белыничском районе пройдет Единый день информирования
16 ноября в районе проходит Единый день информирования. Главными темами встреч информационно-пропагандистских групп с населением станут:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – КЛЮЧЕВОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию 31 марта 2023 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко подчеркнул: «Вот уже три десятилетия фундаментом нашей государственной политики является социально ориентированная экономика. Эта политика успешна. Народ ее поддерживает. По всем показателям, характеризующим социальное равенство, Беларусь относится к наиболее благополучным странам… Поэтому именно экономика, которая обеспечивает социальную защищенность граждан, является главной мишенью Запада».
Несмотря на беспрецедентное санкционное давление, белорусская экономика демонстрирует рост: увеличилось промышленное производство, снизилась инфляция, выросли денежные доходы населения.
Это стало возможным, в том числе благодаря стратегическому партнерству Беларуси и России. «Единство двух государств – это прежде всего экономика», – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 10 октября 2023 г. на встрече с губернатором Новосибирской области А.А.Травниковым.
- Общие сведения
В проекте новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (далее – Концепция) указано, что экономическая безопасность – состояние защищенности отраслей и сфер экономики от воздействия угроз, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь.
Основные национальные интересы в экономической сфере:
экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, совершенствования системы управления, устойчивого инновационного развития, активного инвестирования в человеческий капитал и высокие технологии, снижения издержек и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
обеспечение ценовой и финансовой стабильности;
достижение уровня энергетической безопасности, обеспечивающего приемлемый уровень диверсификации топливно-энергетического баланса страны по видам и поставщикам потребляемых топливно-энергетических ресурсов, экономически и экологически оправданное использование потенциала местных энергоресурсов, снижение энергоемкости ВВП;
обеспечение продовольственной безопасности;
внедрение перспективных технологий в экономику страны, в том числе за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов;
поддержание товарной и страновой диверсификации экспорта товаров и услуг, сбалансированность внешней торговли, обеспечение внешнеэкономической безопасности и др.
Внутренние и внешние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере перечислены в проекте новой Концепции.
- Экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики
Несмотря на введенные Западом санкции, по темпам роста валового внутреннего продукта (выше среднемировых) нашей республике удалось не только превысить прогнозный показатель на январь–сентябрь 2023 г. (103,1%), но и опередить ряд стран. При этом темп роста валового внутреннего продукта Могилевской области составил 100,7%.
Справочно:
Согласно прогнозам международных финансовых организаций, по итогам 2023 года темп роста мировой экономики ожидается на уровне 102,1–103,0%. В Украине в I квартале 2023 г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 года ВВП снизился на 10,5%. В Польше также наблюдается сокращение экономических темпов (на 2,2% во II квартале 2023 г.), что обусловлено не только отрицательным вкладом товарно-материальных запасов, но и снижением частного потребления и ослаблением внешнего спроса. По мнению независимых экспертов, «текущий спад обусловлен сокращением государственных трат и расходов домохозяйств». В Германии ВВП за I полугодие 2023 г. оказался «значительно слабее, чем ожидалось». Снижение реальной заработной платы оказало негативное влияние на потребление, а слабый внешний спрос привел к снижению экспорта. Независимые наблюдатели полагают, что «по итогам 2023 года экономика Германии сократится на 0,4%». В Нидерландах темпы экономики сокращались как в I, так и во II квартале на фоне снижения потребительских расходов и сокращения экспорта. Годовой рост экономики в 2023 году прогнозируется на уровне 0,5%. В нашей стране драйверами роста ВВП являются промышленность, строительство и торговля. По темпам роста промышленного производства (107,9%) Беларусь сохраняет за собой позиции лидера среди стран ЕАЭС.
Справочно:
По индексу промышленного производства Беларусь опережает Россию (за январь–август 2023 г. – 103,0%), Казахстан (103,8%), Узбекистан (105,8%) и ряд других стран. В странах ЕС индекс промышленного производства в июле текущего года составил 97,6% к июлю 2022 г., в обрабатывающей промышленности – 98,2%. В том числе: в Литве промышленное производство сократилось на 7,8% (в обрабатывающей – на 5,8%); в Латвии – на 8,6% (в обрабатывающей – на 6,2%); в Польше – на 2,7% (в обрабатывающей – на 2,4%); в Чехии – на 2,8% (в обрабатывающей – на 1,1%). В Германии в июле текущего года промышленное производство снизилось на 0,8% при прогнозе 0,5%. Высокий спрос на отечественную продукцию (в первую очередь на внешних рынках) позволил нарастить объемы производства на отдельные позиции в несколько раз. «Мы страна автомобилистов. Мы создаем такие машины, что любая страна может позавидовать: и малотоннажные, и среднетоннажные, и крупнотоннажные – БЕЛАЗ. МАЗ – среднего класса автомобиль по грузоподъемности», – заявил А.Г.Лукашенко на встрече с молодежным активом 24 октября 2023 г.
В Могилевской области в январе-августе 2023 г. увеличено производство в натуральном выражении: грузовых железнодорожных вагонов (темп роста – 150,8%), машин для внесения органических удобрений (108,4%), древесно-стружечных плит (123,2%), полимеров в первичных формах (113,5%), обуви (129,5%), тканей (118,0%), масла сливочного (144,8%), кормов сельскохозяйственных (131,3%) и других товаров. Есть ряд предприятий, которые уже не первый год стабильно увеличивают объемы производства. Так, «Могилевский вагоностроительный завод» и «БелЭмса» за 8 месяцев увеличили объемы производства более чем в 2 раза, «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» – в 1,3 раза. С темпами от 110 до 134% сработали «Зенит», «Моготекс», филиал «Елизово» Гродненского стеклозавода, «Агрокомбинат ЗАРЯ» и другие.
Справочно:
За 8 месяцев 2023 г. в стране обеспечен выпуск более 42,7 тыс. легковых автомобилей (рост в 3,6 раза к аналогичному периоду 2022 года). В текущем году существенно нарастили производство телевизоров – в 2,3 раза, оптических приборов и аппаратов – 2,2 раза. Максимальные объемы за последние 5 лет обеспечиваются по производству комбайнов, грузовых автомобилей, микроволновых печей и ряда других товарных позиций. Чистая прибыль в организациях промышленности за 7 месяцев 2023 г. превысила 5 млрд рублей. Вклад нашей области в данный показатель составляет 181 млн рублей. Динамично развивается строительная отрасль. За 8 месяцев т.г. обеспечен рост валовой добавленной стоимости на 8,7%. Объем подрядных работ увеличился на 12,1%. Строительной отраслью Могилевской области за 9 месяцев текущего года обеспечен рост валовой добавленной стоимости на 18,9% к соответствующему периоду 2022 года, объем подрядных работ увеличился на 22,5%. Положительные тенденции отмечаются на внутреннем потребительском рынке. Розничный товарооборот за январь–сентябрь 2023 г. вырос на 6,7%. Данный показатель нашего региона составляет 5,0%. Положительные тенденции развития национальной экономики обеспечены, в том числе за счет внедрения высоких технологий. Примеры внедрения перспективных технологий и развития высокотехнологичных, экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.
Справочно:
Костробрикеты реализуются организациям жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, иным потребителям в качестве топлива. Льняной жмых реализуется предприятиям комбикормовой промышленности и сельскохозяйственным организациям (на кормовые цели), костра используется для производства текстильных материалов, сорбентов, фильтров, клеящихся растворов, утеплителей, строительных и мебельных плит, бумаги, топливных брикетов. На основе семян льна производится масло для пищевых, лекарственных, косметических целей; жмых используется в качестве пищевого белка и соломо-белкового корма для животных и др.
Отходы от переработки льна используются ООО «МедЛен» и
ООО «Медватфарм» при производстве изделий санитарно-гигиенического назначения.
Справочно:
ООО «МедЛен» осуществляет производство пеленок и впитывающих простыней, салфеток, ватных дисков, ватных палочек и др.; ООО «Медватфарм» – медицинской ваты, стоматологических валиков, ватных шариков, бинтов, детских подгузников, ватных палочек и дисков. В стране созданы условия для сбалансированного развития белорусских регионов. Как следствие – тенденция экономического роста в областях в условиях санкционного давления.
Справочно:
По итогам 8 месяцев 2023 г. всеми областями обеспечен рост валового регионального продукта от 100,5% в Могилевской области до 108,2% в Минской области (на которую в 2022 году пришлось основное санкционное влияние). В 2023 году локомотивом роста в регионах выступила промышленность – отмечается рост производства промышленной продукции практически во всех регионах (в Могилевской области фиксируется восстановительная динамика). Регионами увеличивается инвестиционная активность (рост инвестиций в основной капитал составил от 103,4% в Гродненской области до 125,8% в Брестской), в том числе 110,2% по Могилевской области. Рост доходов населения обеспечивается в увязке с сокращением дифференциации регионов по уровню заработной платы.
Справочно:
Реальная заработная плата увеличилась во всех регионах страны: от 104,4% в г.Минске до 112,3% в Брестской области, в том числе 112,1% по Могилевской области. Во всех регионах за 8 месяцев 2023 г. по сравнению с январем–августом 2022 г. снизилась численность работников, работавших с потерями рабочего времени. Одновременно наблюдается улучшение деловой среды и бизнес-климата.
Справочно:
По итогам января–августа 2023 г. разница между созданными и ликвидированными коммерческими организациями составила «плюс» 1 682 организации (138,9% к январю–августу 2022 г.).
Количественный рост коммерческих организаций способствует положительной динамике качественных показателей. Так, объем экспорта товаров малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) за восемь месяцев 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом
2022 года составил 124,6% против 108,4% у крупных организаций. При этом объем экспорта товаров МСП по Могилевской области составил 516,0 млн. долл. США. Поступления в бюджет от субъектов МСП за указанный период увеличились на 11,1%. В Могилевской области поступления в бюджет от МСП составили 501,7 млн. руб.
- Поддержание ценовой и финансовой стабильности
Ценовая стабильность означает устойчиво низкие темпы роста потребительских цен в стране.
Низкий уровень инфляции обеспечивает защиту доходов и сбережений граждан, делает для компаний и населения экономические условия более предсказуемыми и тем самым способствует развитию инвестиционной деятельности и устойчивому экономическому росту.
Высокий уровень инфляции оказывает негативное влияние на покупательную способность денег, снижая реальную ценность денежных доходов и сбережений населения и организаций. При этом высокий уровень инфляции также подавляет стимулы предприятий к планированию и реализации долгосрочных инвестиционных проектов, снижает способность экономики реализовать свой производственный потенциал.
В то же время снижение цен (дефляция) не менее опасно для национальной экономики. Когда цены на товары начинают падать, потребители постепенно откладывают покупки на более длительный срок в ожидании их дальнейшего удешевления. Соответственно, сокращаются объемы продаж и прибыль предприятий, отсутствуют возможности для повышения зарплат, стимулы для расширения производства и внедрения инновационных технологий, растет безработица. Все это препятствует экономическому росту и несет в себе не меньшие издержки, чем высокая инфляция.
Таким образом, именно предсказуемая инфляция на низком уровне позволяет обеспечить у производителей наличие стимулов развиваться, а у потребителей – выстраивать модель сбережений и потребления, содействующую росту благосостояния.
Справочно:
Результаты исследований показывают, что в зависимости от степени развития экономики страны наиболее привлекательные условия для экономического роста формируются при годовом уровне инфляции в диапазоне от 1 до 5%. Более низкая инфляция будет сдерживать структурные изменения в экономике, уменьшать гибкость заработных плат, а более высокая – увеличивать издержки по обеспечению благосостояния граждан.
Благодаря согласованным действиям Национального банка и Правительства, инфляция в Республике Беларусь в 2017–2019 годы снизилась до 4–6%. Однако в течение 2020–2022 годов Республика Беларусь столкнулась с рядом серьезных внешних и внутренних вызовов, которые обусловили возросшую интенсивность инфляционных процессов. Негативное влияние на белорусскую экономику оказала пандемия коронавируса, которая привела к шокам предложения на мировых рынках продовольственных товаров, росту логистических затрат, сбоям в цепочках поставок сырья и готовой продукции. Беспрецедентная денежная эмиссия стала причиной рекордного роста мировых цен. Одновременно наша страна столкнулась с санкционным давлением со стороны недружественных стран. Санкции привели к закрытию ряда традиционных внешних рынков сбыта, блокировке товарных потоков, запрету на транзит белорусской продукции и т.д. Тем не менее, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы в качестве ориентира ценовой стабильности определен прирост потребительских цен не более 5%.
В результате принятых Национальным банком и Правительством мер (введение в октябре 2022 г. системы регулирования цен, которая нейтрализовала перенос в цены необоснованных рисков и издержек бизнеса, а в дальнейшем способствовала формированию справедливой цены и др.) в Беларуси в сентябре 2023 г. был зафиксирован исторический минимум годовой инфляции – на уровне 2,0% (при прогнозном – 7,0–8,0% на конец года), что ниже, чем у ряда европейских государств.
Справочно:
По состоянию на 1 сентября 2023 г. годовой уровень инфляции составил в странах Европы в среднем – 5,9% (по сведениям статистической службы Европейского союза, далее – Евростат).
По данным статистической службы Латвии среднегодовая инфляция по итогам 2022 года составила 17,3%, что является самым высоким показателем за последние 25 лет (инфляция в 2020 году – 0,2%, 2021 – 3,3%). Высокая инфляция обусловлена «вертолетными» деньгами, которые длительно вливались в экономику в связи с COVID-19.
В Польше на 1 июля 2023 г. инфляция составила 10,8% в годовом исчислении. Наибольшее влияние на показатель инфляции оказал рост цен на энергоносители (+16,7%), продовольственные товары (+15,6%) и автомобильное топливо (+15,5%). Согласно прогнозу Национального банка Польши, инфляция в 2023 году составит в среднем 11,9%. Как пишут СМИ, «в этой связи люди стали чаще воровать, так как не могут позволить себе делать покупки на прежнем уровне».
По данным статистического управления Чехии, в августе 2023 г. рост потребительских цен составил 8,5%. Наиболее существенное влияние на рост потребительских цен оказали цены на топливо, которые растут уже три месяца подряд. За месяц цены на топливо и нефть выросли на 7,7%. В годовом исчислении цены на товары в целом выросли на 9,4%, а цены на услуги – на 7,1%. При этом цены на аренду квартир выросли на 7,6%, воду – на 16,3%, канализацию – на 26,9%, электроэнергию – на 23,1%, природный газ – на 34,5%, твердое топливо – на 22,3%, тепло и горячую воду – на 37,3%.
По состоянию на 1 сентября 2023 г. годовой уровень инфляции составил в России – 5,2%, Казахстане – 13,1%, Кыргызстане – 9,5%, Таджикистане – 4,2%.
Необходимыми условиями обеспечения низкого уровня инфляции в стране выступают обеспечение финансовой стабильности и минимизация последствий внешнего давления. В Республике Беларусь сохранена устойчивая работа страхового сектора, сегмента лизинговых организаций и иных финансовых посредников. Обеспечена непрерывность функционирования всех платежных систем (в том числе розничных). Усовершенствованная платежная инфраструктура позволила поддержать международные расчеты субъектов хозяйствования и физических лиц.
- Обеспечение энергетической безопасности
За последние 10 лет в нашей стране введено в эксплуатацию 2,1 тыс. МВт новых генерирующих мощностей, 23,5 тыс. км линий электропередачи, 3,4 тыс. МВА трансформаторных мощностей, что позволило существенно укрепить резервы объединенной энергосистемы. Введен в строй первый блок Белорусской атомной электростанции (далее – БелАЭС), запущены энергоисточники на местных видах топлива (торфяное и древесное топливо, биогаз, возобновляемая энергия воздушных и водных потоков и др.), созданы современные ветропарки и солнечные электростанции, широкое развитие получили технологии энергосбережения. За счет реализации этих и других направлений энергоемкость ВВП страны снизилась в 1,2 раза.
Беларусь полностью отказалась от импорта электроэнергии.
Справочно:
С момента пуска энергоблока № 1 БелАЭС с 03.11.2020 по 30.09.2023 выработка электроэнергии составила 19,6 млрд кВт·ч, что позволило заместить порядка 5,2 млрд куб. м импортируемого из России природного газа.
Глава государства А.Г.Лукашенко поставил задачу по итогам 2025 года достигнуть доли природного газа в производстве тепловой и электрической энергии не более 65%.
Справочно:
По данным Министерства энергетики Республики Беларусь, по сравнению с 2021 годом импорт энергоносителей в 2022 году значительно сократился: по электроэнергии – почти в 15 раз, нефти – на 39%, природному газу – на 5,3%, углю – на 54%.
Принимаются меры по увеличению объемов реализации торфяного топлива промышленным предприятиям страны, которое является наиболее доступным и конкурентоспособным.
Справочно:
Беларусь входит в топ стран Европы по запасам торфа. Запасы торфа на территории страны оцениваются в 2,4 млрд т. Использование торфа позволяет ежегодно замещать до 450 млн куб. м природного газа.
В разрабатываемый фонд, доступный для промышленного освоения, включено 99,1 тыс. га земель торфяных месторождений с запасами торфа в количестве 302,1 млн т, что будет достаточно для использования в экономике на ближайшие 100 лет.
Объектами белорусской энергосистемы, использующими энергию ветра и воды, в 2022 году выработано 361 млн кВт ч, что выше уровня 2015 года на 269 млн кВт ч (рост к 2015 году составил 392%).
Справочно:
В белорусской энергосистеме эксплуатируется 24 гидроэлектростанции суммарной установленной мощностью 88,11 МВт. Из них самые мощные: Витебская ГЭС (40,0 МВт), Полоцкая ГЭС (21,66 МВт) на р.Западная Двина, Гродненская ГЭС (17 МВт) на р.Неман.
Успешно эксплуатируется Новогрудская ветроэлектрическая станция в районе н.п.Грабники суммарной установленной мощностью 9,0 МВт.
По данным Евростата, во II квартале 2023 г. цена импортируемого газа из России в Европу в 4,2 раза превысила стоимость российского газа, импортируемого Беларусью.
По прогнозам аналитиков, в 2024 году средняя цена российского газа для Европы составит 481,7 долл. США за 1 тыс. куб. м.
- Обеспечение продовольственной безопасности
Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в 2022 году с проблемой голода столкнулись около 735 млн чел.
Справочно:
В 2022 году 58 стран мира находились в состоянии продовольственного кризиса. Это страны Африки и Азии, прежде всего, Конго, Эфиопия, Нигерия, Афганистан, Сирия. Наиболее пострадавшим регионом остается Африка, где голодает каждый пятый, что превышает среднемировой показатель более чем в два раза. ООН признает, что «в обозримой перспективе цели устойчивого развития в области продовольственной безопасности и качества питания не могут быть достигнуты».
Основной причиной нехватки продовольствия во многих государствах являются военные конфликты, которые делают невозможным ведение и развитие сельского хозяйства – в таких условиях находятся приблизительно 119 млн чел.
Отрицательно сказывается на проблеме экономическая нестабильность, а также влияние экстремальных погодных условий в Африке, Индии, Китае, Южной Америке, США.
По оценкам ООН, за 2022 год общемировые расходы на импорт продовольствия возросли на 11%, приблизившись к рекордным
2 трлн долл. США. Расходы на импорт ресурсов для их производства увеличились почти на 50%.
На состояние глобальной продовольственной безопасности оказывают негативное влияние торговые барьеры.
Справочно:
К концу 2022 года ограничения или запреты на экспорт агропродовольственной продукции применяли около 30 стран мира, что приводит не только к экономическим проблемам.
Так экспорт сельхозпродукции из Украины привел не только к массовым акциям протеста болгарских сельхозпроизводителей в сентябре 2023 г., но и политическому конфликту на уровне президентов Украины и Польши.
Глобальные вызовы и тенденции, которые наблюдаются на мировом рынке, подтверждают правильность стратегии, выбранной Республикой Беларусь более 20 лет назад, когда по поручению Главы государства разрабатывалась первая Концепция обеспечения национальной продовольственной безопасности.
В нашей стране на территории сельской местности проживает 22% населения страны, а в сельском хозяйстве трудится более 7% от занятых в реальном секторе экономики.
Справочно:
Центральным звеном в белорусском АПК является сельское хозяйство, удельный вес которого во внутреннем валовом продукте за последние годы составляет около 7%. Еще около 5% – вклад в ВВП страны организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.
Основа сельского хозяйства республики – крупное товарное производство, на долю которого приходится более 80% валовой продукции, около 17% продукции обеспечивают личные подсобные хозяйства граждан и около 3% – крестьянские (фермерские) хозяйства.
По размеру сельскохозяйственных угодий на душу населения наша страна входит в двадцатку мировых лидеров: 0,62 га при 0,2 га
в среднем по ЕС и мировому сообществу.
Конъюнктура мирового рынка сегодня складывается в пользу производителя, открывая новые ниши для оригинальной белорусской продукции, произведенной из высококачественного сырья, по современным технологиям и по одним из самых высоких в мире требованиям безопасности. Показательным примером является то, что каждый четвертый килограмм сыра и каждый седьмой литр молока, которые продаются в России, – белорусского производства.
В Беларуси достигнут высокий удельный уровень производства основных продуктов. Он существенно превышает показатели других государств ЕАЭС. Так, картофеля в Беларуси производится 417 кг в расчете на одного человека в год, мяса – 134, молока – 850 кг, яиц – 374 штук.
Уровень самообеспечения по основным видам сельскохозяйственной продукции в нашей стране ежегодно превышает 100%. В том числе, по мясу – 133%, молоку – 267%, яйцам – 126%. Этого достаточно для устойчивого удовлетворения потребности внутреннего рынка в продовольствии и сырье, а также реализации на экспорт.
Справочно:
В расчете на душу населения в Беларуси в среднем в год потребляется: мяса – около 98 кг, молокопродуктов – 238 кг, фруктов, ягод и продуктов их переработки – 92 кг, овощей, бахчевых и продуктов их переработки – 174 кг, картофеля и картофелепродуктов – 161 кг, хлебопродуктов – 78 кг, сахара – порядка 40 кг, масла растительного – 18 кг, яиц – 265 шт.
В 2022 году в хозяйствах всех категорий было произведено продукции на сумму почти 32 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 3,6% больше показателя прошлого года. Вклад отрасли в ВВП страны увеличивается и достиг 7,7%. Доля инвестиций в основной капитал сельского, лесного и рыбного хозяйства в общем их объеме возросла до 15,9%.
В условиях нарастающего влияния внешних вызовов и угроз именно высокий потенциал собственного производства и выверенная система государственного регулирования рынка стали фундаментальной основой устойчивости национальной продовольственной безопасности.
Справочно:
По состоянию на 31 октября 2023 г. в Беларуси во всех категориях хозяйств намолочено 9096,2 тыс. т зерна с учетом рапса. Вклад Могилевской области составляет 1101,0 тыс. т.
Убрано 201,9 тыс. га площадей кукурузы на зерно, намолочено 1668,6 тыс. т с урожайностью 82,7 ц/га. В нашей области убрано 16,5 тыс. га, намолочено 135,4 тыс. т, урожайность составила 82,2 ц/га.
Собрано 22 400,0 тыс. т зеленой массы кукурузы, в том числе 2851 тыс. т в Могилевской области.
Продолжается уборка сахарной свеклы: накопано 3734,3 тыс. т с урожайностью 472,0, ц/га. Для Могилевского региона показатели складываются следующим образом: 378,9 тыс. т с урожайностью 415 ц/га.
Овощи убраны на 5,04 тыс. га площадей, всего их собрано
150,6 тыс., в том числе вклад нашей области составляет 9 тыс. т.
Результаты мониторинга показывают, что продовольственная безопасность Республики Беларусь полностью обеспечена по качественным и количественным критериям. Все поставленные задачи в области повышения устойчивости аграрного производства, качества питания населения и развития экспортного потенциала последовательно реализуются.
- Внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь
Наша страна осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и активно участвует в международных интеграционных процессах.
В январе–августе 2023 г. внешнеторговый оборот Республики Беларусь составил 54,1 млрд долл. США (рост на 14,8% к аналогичному периоду 2022 года), экспорт – 25,9 млрд долл. США (рост на 8,4%), импорт – 28,2 млрд долл. США (рост на 21,4%).
Внешнеторговый оборот Могилевской области составил 2,54 млрд. долл. США, импорт – 961,7 млн. долл. США, экспорт – 1578,6 млн. долл. США.
Республика Беларусь экспортирует товары в 150 стран мира. Могилевская область имеет контракты с 75 странами.
Главным вектором интеграции рассматривается углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства с соблюдением национальных интересов.
Справочно:
На торговлю с Россией приходится 58% всех экспортно-импортных операций.
По итогам 2022 года зафиксирован рекордный рост белорусско-российского товарооборота – более 50 млрд долл. США, который продолжился в текущем году. В I полугодии 2023 г. рост по отношению к аналогичному периоду 2022 года составил 16,9%.
Темп роста экспорта в Россию неизменно высокий: по результатам восьми месяцев 2023 г. составил 124,9%. Объем поставок достиг исторического рекорда – 16,7 млрд долл. США за январь–август 2023 г., или 64,4%всего товарного экспорта (55,9% в январе–августе 2022 г.).
Уход западных поставщиков и производителей позволил существенно увеличить наше присутствие на российском рынке – удельный вес белорусского экспорта в импорте России вырос
до 8,9% (январь–июль 2023 г.). Увеличилась доля белорусских товаров в российском импорте машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, изделий из древесины и черных металлов.
Торговые потоки с рынков стран Запада и Украины полностью переориентированы на рынки дружественных стран. При этом выпадающие объемы экспорта удалось не только восстановить, но
и нарастить. В январе–августе 2023 г. стоимостные объемы поставок
на рынки дружественных стран возросли в 1,3 раза по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года. Доля дружественных стран
в экспорте увеличилась на 16%.
Углубляется взаимовыгодное сотрудничество в рамках международных интеграционных объединений. Экспортные поставки
на рынки стран ЕАЭС возросли почти на четверть (на 23,4%), в
страны СНГ – на 14,8%. Удельный вес стран ЕАЭС в общем объеме экспорта составил 67,2%, стран СНГ – 69,5%.
Беларусь продолжает диверсифицировать внешний географический контур, наращивая свое присутствие на рынках стран «дальней дуги». Выстраиваются новые торгово-экономические связи, формируются логистические цепочки. Поставки в страны Азии выросли в 1,6 раза, Северной и Южной Америки – в 1,2 раза. Поступательно осуществляется выход на рынок КНР (рост экспорта на 3,6%). В перспективе – развитие сотрудничества со странами Африки.
В структуре экспортной корзины стало меньше сырья и материалов, больше инвестиционных товаров (их доля по результатам восьми месяцев 2023 г. составила около 13%, что является максимумом за последние 16 лет). Экспорт грузовых автомобилей в текущем году вырос почти на 14%, прицепов и полуприцепов – в 2,7 раза, автобусов –
в 1,2 раза, телевизоров и мониторов – в 3,4 раза.
В 2022 году республика достигла рекордного показателя по объему поставок продовольствия на внешний рынок – 8,3 млрд долл. США, что на 24% больше, чем 2021 году, вклад Могилевской области – 528,4 млн. долл. США. Значительная доля (88%) продукции экспортируется в переработанном или частично переработанном виде.
Двузначными темпами растет экспорт строительных услуг (120% за 8 месяцев 2023 г.), главным образом, в Россию. Показатель экспорта строительных услуг организациями Могилевской области вовсе составил 158,5%. Белорусские строители принимают активное участие в строительстве на территории России школ и дошкольных учреждений образования, а также участвуют в реконструкции спортивных объектов.
Результаты приносит введенный нашей страной безвизовый порядок въезда для граждан Литвы, Латвии и Польши. Как результат, экспорт туристических услуг вырос за 8 месяцев на 28,7%, в том числе в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – 1,4 раза, Польшу –1,2 раза. Экспорт туристических услуг по Могилевской области сложился на уровне 14,8%.
Экспорт услуг здравоохранения за указанный период вырос
в Россию в 1,3 раза, Латвию – в 1,9 раза, Литву – в 1,9 раза, Сербию –
в 3,9 раза, Боснию и Герцеговину – в 2,2 раза. Темп роста экспорта услуг здравоохранения по нашему региону составил 28%.
Растет спрос на белорусское образование среди студентов из Китая, Узбекистана, Шри-Ланки, России, Индии, Ливана, Нигерии – как следствие, экспорт услуг образования за 8 месяцев увеличился на 9,9%.
Примечательно, что недружественные действия отдельных иностранных государств в отношении Республики Беларусь несут негативные последствия для обеих сторон.
Во многом пострадал европейский бизнес, который ранее весьма успешно работал в Беларуси. Из-за директивных решений Европейского союза многие европейские компании, которые эффективно работали с белорусскими партнерами, приостановили свою деятельность в Беларуси.
Пострадали зарубежные экспортеры, которые продавали в Беларусь свою продукцию. Им пришлось отказаться от сложившейся системы взаимовыгодного сотрудничества, искать новые рынки сбыта и надежных покупателей.
Отсутствие поставок ряда товарных позиций из Беларуси, импорт которых был запрещен Европейским союзом, заставило наших европейских торговых партнеров искать новых поставщиков, что, естественно, крайне негативно повлияло на логистику и стоимость поставок, а также конечную стоимость продукции.
Вынужденный рост цен на многие белорусские товары и услуги, вызванный вводимыми против Беларуси ограничениями, все сильнее бьет по европейским потребителям, вызывая недовольство рядовых граждан других государств.
Справочно:
В сентябре 2023 г. популярная немецкая газета Die Welt опубликовала следующие результаты опроса социологической службы YouGov: в ФРГ ежемесячные расходы немцев серьезно выросли на фоне инфляции за последний год, как следствие – у каждого четвертого жителя Германии они превышают доходы; чтобы справиться с последствиями инфляции, почти две трети респондентов выбирают вариант сокращения расходов, еще 24% находят подработку, а 23% опрошенных пробуют продать имущество.
На фоне инфляции 33% немцев вынуждены покупать меньше свежих продуктов и делать выбор в пользу консервов.
По мнению экспертов Института экономических и социальных наук (WSI) Фонда Ханса Бёклера, «осложнение финансовой ситуации во многих домохозяйствах страны может привести к серьезному росту социальной напряженности и утрате доверия по отношению к госинститутам».
*****
В условиях беспрецедентного внешнего давления белорусское государство уверенно сохраняет социально-ориентированный курс развития национальной экономики.
Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2023 г.
№ 307 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2024 год:
валовой внутренний продукт – прирост на 3,8%;
реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к 2023 году – рост на 3,5%;
инвестиции в основной капитал, в процентах к 2023 году
(в сопоставимых ценах) – рост на 3,9%
экспорт товаров и услуг, в процентах к 2023 году – увеличение на 7,6%.
Белорусский лидер А.Г.Лукашенко на состоявшейся 19 октября 2023 г. встрече с главой Республики Мордовия А.А.Здуновым заявил: «Наши баталии сегодня продолжаются в полях, на заводах, в культурной, информационной сферах, в школах и университетах – за нашу правду, наши перспективы развития, наше право быть суверенными и независимыми. Все это будет, если будем иметь сильную экономику. Это – база всего».
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ И НАЕМНИЧЕСТВУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Геополитическое положение Республики Беларусь, граничащей с государствами, имеющими нестабильный политический курс, попытки вмешательства в ее внутренние дела, тесное соприкосновение разных религий и культур делают наше государство уязвимым перед угрозой экстремизма, глобальное распространение которого представляет собой одну из важнейших и наиболее опасных по масштабам и последствиям социально-политических проблем. В настоящее время проблема противодействия распространению экстремизма является актуальной как для нашего государства, так и для всего мирового сообщества. Термин «экстремизм» происходит от латинского «extremus» – крайний. На сегодняшний день в специальной и популярной литературе присутствуют несколько десятков определений экстремизма как такового. При этом большинство авторов сходятся во мнении, что неотъемлемым свойством экстремизма является приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Будучи общественным явлением всемирно-исторического значения, экстремизм проявляется в многообразных изменчивых формах. Формы экстремистской деятельности – протестные противоправные деяния повышенной общественной опасности, поскольку для идейно-политических установок и практической экстремистской деятельности характерно наличие агрессии, использование нелигитимного насилия для достижения целей. В Законе Республики Беларусь от 4 января 2007 г. «О противодействии экстремизму» раскрывается понятия Экстремизма (экстремистской деятельности) – это деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, – организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:
насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;
распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;
осуществления террористической деятельности;
разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;
организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;
реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;
воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;
финансирования экстремистской деятельности;
публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере.
Независимо от формы экстремистской деятельности, экстремизм обязательно предполагает определенную идеологическую подоплеку. Он может базироваться на политической, религиозной, расовой, национальной и социальной идеологической платформе. Вместе с тем, все идеологии могут рассматриваться только в качестве факультативных признаков субъективной стороны экстремистских деяний, поскольку экстремизм «выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей».
Реализация с 2020 года комплекса организационных и практических мер в сфере противодействия экстремистским и террористическим проявлениям, а также сдерживание угроз информационной безопасности медиапространства в целом позволили обеспечить стабильность общественно-политической обстановки в стране и наблюдать тенденцию деэскалации радикальных настроений.
Анализ показывает, что в 2020 году общество вовлекалось
в массовые протесты, затем в период 2021 года была избрана тактика скрытой мобилизации протеста через созданные экстремистские инициативы такие как – «Супраціў», «БайПОЛ», «план «Перамога» и другие.
В текущем году зарубежные центры перешли к активному использованию ранее созданных экстремистских формирований, малых террористических групп и террористов-одиночек, о чем свидетельствуют раскрытые и предотвращенные теракты. Основная задача радикалов состоит в совершении диверсионных действий для создания предпосылок новых массовых волнений.
В результате осуществленных мероприятий установлено более 100 участников экстремистского формирования «БайПОЛ», которые прошли собеседование и получили индивидуальные задания от представителей экстремистского формирования «мобилизационный план «Перамога»
с целью организации диверсий и террористических актов.
Оппозиционные силы и их кураторы не оставляют попыток втянуть Беларусь в вооруженный конфликт России и Украины, при этом активно лоббируя свою конечную цель – смена конституционного строя у нас в стране.
Наибольшую угрозу представляют сформированные за пределами Беларуси различные националистические вооруженные формирования.
Основной упор сделан на националистическое подразделение «полк Калиновского».
Члены полка участвуют в боевых действиях на Украине, получая закалку и боевой опыт, в том числе в составе диверсионно-разведывательных групп.
«Полк Калиновского» сформирован из «батальона им.Калиновского», а также большинства бойцов батальонов «Террор», «Литвин» и «Волат», участников организации «Белый Легион», представителей движения «Молодой фронт» и «Молодежный блок», а также членов тактической группы «Беларусь» и др.
Кроме того, в составе полка в качестве наемников находятся и другие просто граждане Республики Беларусь. Всего по нашим данным установлено не менее 140 человек.
«Полк Калиновского» входит в состав Интернационального легиона территориальной обороны Украины и подчиняется Вооруженным силам Украины.
Однако на самом деле, данная структура не что иное, как сборище белорусских националистов, некоторые воюют на Украине еще с 2014 года. И основной посыл этой деятельности – борьба в конечном итоге за смену государственной власти в Беларуси.
Украина выступает своего рода учебным полигоном для дальнейшей подготовки «боевиков».
Финансированием и снабжением полка занимаются иностранные организации и фонды, правительственные учреждения западных стран.
Деструктивные силы в качестве популяризации «белорусских добровольческих вооруженных формирований», действующих на территории Украины, через месенджеры призывают беларусов вступать в эти формирования.
«Полк Калиновского» играет важную роль в осуществлении так называемого «Плана Перамога», цель которого ? силовой захват власти в Беларуси. Как было сказано ранее ? август 2020 года был всего лишь одним из его этапов.
Представители «БайПОЛ» начали активно продвигать предложение о формировании на территории Польши, Литвы, Чехии и ряда других стран, где проживает многочисленная белорусская диаспора, т.н. «хоругвей».
«БайПОЛ» уже заявил о создании первой Гданьской хоругви. Это полноценное создание антибелорусских вооруженных сил на территории Польши. В качестве главных задач: строгий отбор «добровольцев»: анкетирование, «спецпроверки», полиграф, а также обучение (военное, спортивное, идеологическое) новобранцев с задействованием инструкторов и зарубежных специалистов.
Зафиксированы неединичные факты вербовки белорусов как в Беларуси, так и на территории Польши, Литвы и Украины для участия в боевых действиях.
Участились факты принудительной высылки беларусов с территории Украины в Польшу для обучения и вступления в добровольческие формирования с последующим направлением в зону проведения спецоперации для получения боевого опыта, а затем привлечения их к диверсионно-террористической деятельности в Республике Беларусь
Но совершение таких акций невозможно без поддержки их сторонников и пособников внутри нашего государства.
Основная угроза исходит от лиц, прошедших регистрацию в экстремистской инициативе «План Перамога».
Заявляется, что лица, прошедшие регистрацию готовы к выполнению команд со стороны руководителей экстремистских формирований (предоставление информации с предприятий, фото участков местности повышенной значимости, передвижение военной техники и т.д.). По нашим оценкам, лишь часть готова к выполнению заданий. ГУБОПиК уже задержано более 130 таких лиц.
Также одна из целей экстремистов находится в нематериальной сфере – в информационном поле. Объектом экстремистской атаки является общественное мнение, с целью оказать определенное влияние на определенные общественные группы.
Особую опасность представляет экстремизм для молодежи, поскольку экстремистские идеи, как правило, не сформулированы в виде целостной доктрины. Примитивное понимание их сущности – одна из причин формирования в молодежной среде радикальных взглядов, в том числе положительного отношения к проявлениям насилия для достижения поставленных целей.
Основными задачами, решаемыми экстремистскими объединениями с помощью Интернета, и в особенности социальными сетями, интернет-мессенджерами являются манипулирование общественным мнением, накаливание ситуации в стране, дискредитация действующей власти, организация протестных акций, вербовка новых сторонников и наращивание процессов дестабилизации в обществе.
Интернет-ресурсы стали эффективным инструментом для распространения идей радикального характера и организации действий широкого круга лиц. Большую популярность Интернет-ресурсы обрели благодаря таким своим преимуществам, как высокая скорость передачи информации, независимость от географического расположения, потенциально огромные масштабы аудитории, высокая анонимность коммуникации, способность быстро и эффективно контактировать с аудиторией без значительных финансовых затрат.
Контент основных Интернет-ресурсов по продвижению идеологии экстремизма носит агрессивный и наступательный характер, выделяется хорошей теоретической базой, продуманной методологией подачи информации.
Министерством внутренних дел ведется активная информационная и правовая работа по снижению деструктивного влияния экстремистских интернет-ресурсов на сознание белорусского населения, ГУБОПиК ежедневно осуществляется мониторинг деятельности деструктивных объединений граждан с целью своевременного реагирования по нейтрализации их действий и намерений. Устанавливаются администраторы и активные участники интернет-ресурсов, пропагандирующих «протестную» деятельность и распространяющих экстремистскую информационную продукцию.
В настоящее время информационная продукция более 400 Telegram-канала и чата признана экстремистскими материалами, из них половина – по материалам ГУБОПиК. При этом аудитория 13 ведущих экстремистских Telegram-каналов составляет свыше 3 млн. подписчиков.
В результате предпринятой информационной кампании и работы по признанию экстремистскими формированиями с октября 2021 г. зафиксировано более полмиллиона отписок от основных экстремистских Telegram-каналов.
В результате действий сотрудников ГУБОПиК прекращена деятельность более 150 деструктивных Telegram-каналов и чатов.
16 июня 2021 года вступила в силу новая редакция Закона
«О противодействии экстремизму».
Данный Закон уполномочивает МВД и КГБ признавать экстремистскими формированиями группы граждан, осуществляющих экстремистскую деятельность, либо оказывающих иное содействие такой деятельности. Действия создателей, руководителей и иных участников экстремистских формирований образуют состав преступления, предусмотренного статьей 361-1 УК, а подписка на интернет-ресурсы экстремистских формирований является основанием для проведения оперативно-розыскных и следственных действий (статья 361-1 УК предусматривает наказание до семи лет лишения свободы).
В целях реализации положений указанного Закона принято постановление Совета Министров от 12.10.2021 № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма», которое дало старт работе правоохранительных органов по признанию экстремистских формирований и привлечению к уголовной ответственности их участников.
Нормы Уголовного кодекса дают четкое определение создателя, руководителя и участника формирований. За создание, руководство и участие в данных формированиях предусмотрена серьезная уголовная ответственность. Кроме того, лицам после погашения судимости за совершение экстремистских преступлений, в течение 5 лет запрещено заниматься деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия и боеприпасов, педагогической и издательской деятельностью, занимать государственные должности, проходить военную службу.
В настоящее время на основании приговоров судов включено более 1 700 граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности.
Начиная с октября 2021 года и по настоящее время Решениями МВД и КГБ признаны экстремистскими формированиями и запрещена деятельность 70 групп граждан.
Работа по признанию групп граждан экстремистскими формированиями будет продолжена, а привлечение к уголовной ответственности по статье 361-1 УК за руководство и участие в них станет дополнительным поводом для усиления информационной повестки по снижению экстремистской активности радикальных интернет-ресурсов.
Дополнительным фактором, эффективно повлиявшим на отток подписчиков экстремистских Интернет-ресурсов, стала масштабная практика привлечения подписчиков к административной ответственности за подписку на них по ст. 19.11 КоАП, формализованная в качестве деяния, выразившегося в хранении экстремистских материалов с целью их последующего распространения.
Таким образом, принятыми правоохранительными органами мерами удалось резко снизить количество подписчиков экстремистских Telegram-каналов и чатов, в связи с чем прогнозируется тенденция дальнейшего снижения их аудитории.
В свете вышеизложенного экстремизм надлежит рассматривать как политико-правовое явление, представляющее одну из основных угроз национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в силу широкого распространения экстремистских материалов в сети Интернет.
ВАЖНО! По окончанию рассмотрения данного вопроса рекомендован показ видеофильма АТН «Исповедь террориста СБУ: «Они меня предали».
Материал доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=N6ZdrM6hx9Q
Ссылка на источник: http://www.zara.by/2023/11/15/16-noyabrya-v-belynichskom-rajone-proxodit-edinyj-den-informirovaniya/
Поделиться: