В Белыничах восстанавливают древнюю фреску, спасенную из разрушенного кармелитского монастыря
Авторитет раритета
Более ста объектов реконструируют и благоустроят в Белыничах ко Дню белорусской письменности, который пройдет в райцентре в начале сентября. Работы развернулись настолько масштабно, что город уже сложно узнать.
В ожидании праздника
На многих улицах заменили тротуарную плитку, привели в порядок проезжую часть, обустроили велодорожки и уличное освещение. Капитальный ремонт коснулся жилых домов и зданий социальной сферы. Преобразились городской стадион, парк «Липовая роща» с обновленными амфитеатром и Аллеей Героев. Возводится каплица на Ильинской горе, откуда, по преданию, и начинался город.
Близится к финалу и реконструкция одного из важнейших для Белыничей объектов—музея Бялыницкого-Бирули. По сути на старом фундаменте здесь возвели новое здание, когда стало понятно, что спасти прежнее не получится.
Расширенный музей порадует большим числом помещений для постоянных экспозиций и временных выставок. Центральное место в зале «Духовность» займет отреставрированная фреска XVIII века «Восхождение на Голгофу», спасенная из разрушенного Белыничского монастыря кармелитов.
За восстановление раритета отвечают братья Юрий и Николай Малиновские. Художники-реставраторы из Мстиславля с конца прошлого года трудились над уникальным произведением в своей мастерской, а теперь монтируют его на стене в музее.
— На самом деле фресок было несколько, — рассказывает Николай Малиновский, которого мы застали за работой. — Что удивительно, они украшали лестничный пролет, ведущий в храм из бытовых помещений. Каждый день, идя на службу, иноки видели сюжеты «Сон Иакова», «Преображение Господне», «Страсти Христовы» и «Восхождение на Голгофу», а потом через темный коридор без окон попадали в ярко освященный храм. В этом прослеживается мощная режиссерская мысль, что обитатели монастыря вместе с художником осмысливали свою земную жизнь на пути к вечной и приходили на службу морально подготовленными.
Древний сюжет
Кармелитский монастырь был основан в Белыничах в 1642 году, там же находился собор, взорванный в советское время. В уцелевшем монастыре в разные годы размещались райком партии, Дом культуры, библиотека. Поскольку библейские сюжеты противоречили идеологии того времени, их нещадно закрашивали. После того как от некогда большого монастырского комплекса осталась незначительная часть, ее решили сровнять с землей. Местные жители позвонили в Министерство культуры, благодаря чему удалось спасти уникальные фрески.
— На тот момент от огромного комплекса сохранились только руины с лестницей, ведущей в храм. Мы с братом были в числе реставраторов, которые 41 год назад снимали фрески со стен. Разбивали ее на квадраты размером 50 х 50 сантиметров, но продумывали так, чтобы разрезы не проходили через лики. Получилось около 50 фрагментов, каждый тщательно подписанный.
Теперь фреска получила шанс на вторую жизнь. Над ее расчисткой реставраторы работали с конца прошлого года: снимали штукатурку, возились с красочным слоем. К слову, рисунок закрашивали не раз, и, возможно, именно это позволило ему сохраниться.
— Сейчас восстановленные фрагменты мы собираем воедино на стене в музее, — продолжает собеседник. — С монтажом тоже хватает сложностей. Нужно все правильно расположить, аккуратно замазать швы, сделать тонировку морщин. Предполагается реконструкция недостающих фрагментов, но они специально будут отличаться от авторского письма на несколько тонов. Для целостности восприятия установим бутафорскую лестницу.
Работы продолжатся до сентября, но сюжет древней картины уже угадывается — по извилистому пути в гору идут люди, несущие кресты. Цвета, правда, неяркие, что характерно для росписи по сырой штукатурке. Чтобы рисунок проявился более четко, нужна влага. В этом поможет специальное оборудование, которое планируется установить в музее. Также для большей наглядности рядом появится снимок-реконструкция.
— Гостей Дня белорусской письменности, — подытоживает Николай Малиновский, — ждет уникальное зрелище и завершение интересной истории. И очень важно, что она заканчивается настолько положительно. Кстати, в одном из музеев Могилева находятся еще две спасенные из монастыря фрески — «Сон Иакова» и «Преображение Господне». Кто знает, возможно, и они дождутся своего часа.